|
Такие разные куклы,
или Неигрушечное хобби Ирины Соловаровой
|
|
Первомай. Из
истории праздника.
|
|
Закамский дежурный |
Такие разные куклы,
или Неигрушечное хобби Ирины Соловаровой
Что такое
кукла? Это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и
пр. подобие человека, а иногда и животного. Такое
определение дает нам толковый словарь русского языка
Владимира Даля. Но только художник может дать верный ответ
на этот вопрос, потому что для него кукла - это не просто
кусок пластмассы с нейлоновыми волосами. Кукла - это месяцы
напряженной работы, во время которой руками мастера
создается тот самый неповторимый образ, впоследствии
радующий глаз зрителя.
Конечно, куклы бывают разные, но с недавнего времени на
прилавках наших магазинов и в экспозициях стали появляться
настоящие произведения искусства, куклы ручной работы.
Именно такие куклы делает Ирина Соловарова. Она талантливый
закамский мастер-кукольник.
Я весьма кстати узнала о ней еще зимой, начиная работу над
рубрикой «Мастера радости». Вот только в суете
непрекращающихся праздников встретиться все как-то не
получалось. А потому, к моей большой радости, все-та-ки
состоявшееся интервью стало в прямом смысле более чем
долгожданным. Приятным открытием стало и то, что Ирина
Соловарова оказалась невероятно милой, искренней и приятной
в общении молодой женщиной.
Каждый художник самореализуется, выражает свои чувства,
эмоции, по-своему - так, как хочет и как умеет только он
один. Сегодня немало мастеров, предпочитающих создавать так
называемых стилизованных кукол. «Мне же нравится творить
реалистичных, похожих на людей, с человеческим обликом и
характером!» - улыбается Ирина Соловарова.
По ее признанию, куклами она занималась всю жизнь - столько,
сколько себя помнит. Как и все девочки, в детстве часами
просиживала за игрой со своими любимицами. Однако, в отличие
от своих сверстниц, купленным куклам маленькая Ирина
предпочитала сделанных собственными руками. В ход шло все:
тряпочки, корешки, веревки, бумага. Не проходило и дня,
чтобы она что-нибудь да не смастерила: новую красотку,
одежду, домик, мебель. И это при том, что «магазинных»
игрушек в доме было предостаточно! «Помню, мне было лет
8-10, когда мама сказала: «Тебе бы, дочка, надо стать
кукольником». Как в воду глядела».
Годы шли, а детское увлечение только росло и крепло. И вот
настал день, когда мир увидела первая, уже действительно
профессионально изготовленная, кукла. Сделанная из муки и
соли, по специальной технологии, она представляла собой
чинное японское чаепитие. Эта работа, кстати, в отличие от
многих, что были после, и по сей день хранится в доме семьи
Соловаровых - на память. Шел третий курс Свердловского
архитектурного института. К слову, к этому времени за
плечами Ирины уже были изостудия в городе Сарапуле и
художественная школа. Так что профессия архитектора стала
вполне обоснованным и ожидаемым продолжением творческого
пути. Появилась семья: муж, дети. Одно время кукольная
деятельность стала потихоньку затихать. Но, если уж
предначертано судьбой, если богом дан талант - от это-го не
уйдешь. Спустя год после рождения первого ребенка Ирина
снова взялась за любимое дело. Именно тогда и появилась
знаменитая бабулечка из теста, которая заняла призовое место
в одном из творческих конкурсов.
А примерно год назад произошло то, благодаря чему сейчас
Ирина Соловарова успешно выставляется в Пермском Кукольном
доме. Ее имя стали ста-вить наравне с именами известных
кукольников, да и вследствие чего, в общем-то, и состоялась
наша с ней встреча. Ирина создала свою первую пластиковую
куклу! О том, как это было, она не может рассказывать без
улыбки: «Я мечтала об этом давно! Но дело в том, что
материал для работы достать крайне сложно. И вот однажды мы
с мужем решились и заказали пластик по Интернету, причем он
доставлялся из Германии, но почему-то через Америку. Такие
сложности! Когда, наконец, все приготовления остались
позади, закипела работа. Выпекала я куклу в газовой духовке,
нужно было выдержать определенную температуру и время - 125
градусов и 25 минут, ни больше ни меньше. Чуть ошибешься, и
все пропало. Помню, как практически впала в транс, когда
чуть замешкалась, глянь - а моя куколка сгорела! Это было
что-то! Ну а вторая ра-бота пошла уже значительно легче. Тем
более что позже мы приобрели подходящую для этого
электрическую плиту. В общем, как говорится, на ошибках
учатся. Правда, и сейчас, если что-то вдруг не получается,
если что-то происходит с куклой, несколько дней работать не
можешь - прямо руки опускаются. Но, главное, что если первое
время изготовление куклы было для меня настоящим мучением,
то теперь - одно удовольствие».
Официальное название ее работ- авторская художественная
кукла. Лепится из профессионального пластика (чаще всего это
цернит) - мягкой, как пластилин, бесформенной массы, которая
в талантливых руках художника превращается в изящную
фигурку. Внутри куклы - проволочный каркас, обитый чехлом,
синтепоном. По признанию Ирины Соловаровой, вдохновить к
творчеству изначально может все, что угодно: чей-то
случайный жест, мимо-летный взгляд, какая-то интересная
поза. «Я придумываю образ, затем прорисовываю его на бумаге.
Мои куклы не статичны, они всегда в движении: одна куда-то
торопится, другая танцует и т.п. Все это ближе к так
называемой «одетой скульптуре», нежели к обычной кукле. По
ходу работы я мысленно наделяю свою куклу характером и
нередко даже придумываю для нее предысторию. Это невероятно
интересно! Бывает, лепишь фигурку, и вдруг тебя осеняет: о,
эта точно будет игривой Кокеткой! А эта - романтичной
Джульеттой! Заранее обдумываю все до мелочей. Каким будет
наряд (ткани всегда натуральные, дорогие - такие от времени
становятся только интереснее), обувь (пластиковая, кожаная,
шелковая, тряпичная), что за прическа (волосы делаю из
шерсти овцы, мохера, очень долго с ними вожусь - мою, крашу,
заплетаю, завиваю, укладываю), реснички - искусственные или
даже натуральные - приобретаю в специализированном магазине,
глазки, губки, ногти расписываю вручную. Конечно, без
специальных художественных навыков сделать все это
невозможно!»
Как видите, здесь много возможности для реализации: ты
одновременно и скульптор, и художник, и швея, и модельер, и
визажист. И каждый раз, когда ты приступаешь к работе, тебя
это захватывает полностью и уже не отпускает, пока ты не
сделаешь то, что задумала. И тогда понимаешь: это мое! Это
действительно то, к чему я стремилась!
Сегодня Ирина Соловарова в качестве основной работы
занимается дизайном интерьера и вполне счастлива в своей
деятельности. «Это тоже работа творческая, отнимающая много
времени и энергии, признается она. А куклы продолжают
оставаться моим любимым хобби. Хотя, честно говоря, я
мечтала бы заниматься ими по-настоящему профессионально -
хотя бы по пять часов в день, отдавая себя этому полностью.
Пока, к сожалению, удается лишь урывками. Поэтому на одну
куклу уходит по 2 месяца работы».
Куклы для нее - как дети, признается сама Ирина. Та самая
первая пластиковая кукла до сих пор живет у нее дома.
Расстаться с так трудно давшейся и, наверное, самой
продолжительной по изготовлению работой у Ирины просто не
поднялась рука. «Представьте, у нее даже волосы сделаны из
моих собственных! Понимаете теперь, что делала я ее
исключительно для себя!» - говорит художница. А однажды, уже
имея в творческом багаже несколько пластиковых кукол, она
решилась-таки зайти в знаменитый Пермский Кукольный дом и
прямо так с порога: знаете, я делаю кукол, посмотрите? На
нее, конечно, взглянули недоверчиво: мол, много вас таких, а
потом, посмотрев фотографии, …дали им высокую оценку! С тех
пор работы мастера-кукольника Ирины Соловаровой являются
одними из постоянных экспонатов галереи. Там же, в кукольном
доме, ей предложили свои выставленные работы и продавать.
По-началу Ирина сомневалась, но ее убедили: «Если нашлись
желающие купить твою работу, значит, твое творчество людей
интересует, а ты востребована как художник». Так что на
данный момент ее куклы находятся не только в галерее и на
выставках, но и в частных коллекциях поклонников кукольного
искусства. А когда очередная красотка находит своего
хозяина, Ирина за нее только радуется: куклу, как ребенка,
сначала рождаешь, любуешься на нее, пестуешь, а потом
отдаешь в большую жизнь. Художница вспоминает историю,
связанную с одной из кукол: «Одна женщина, купившая у меня
куклу, незадолго до этого родила дочку. Они с мужем долго
сомневались, как же ее назвать: Аней или Александрой.
Остановились на первом варианте - Анюте. Так вот, покупая
куклу, она спросила: а вы ее как-то назвали? Да, говорю я,
Александрой (при этом не зная про ее историю с дочерью).
Конечно, она очень удивилась такому совпадению: «Значит, это
судьба, все-таки в нашем доме появилась и Александра!»
А еще своей красотой, харизмой и позитивностью куклы сами
задают интерьер любого помещения. И наше настроение, кстати,
тоже. Пройдешь мимо девочки с кошечкой - обязательно
улыбнешься. Взглянешь на Джульетту - настроишься на
романтический лад. А какая интригующая красотка эта Девочка
с драконом! Неудивительно, что глядя, какие удивительные
создания получаются, и муж Александр , и дети за маму только
рады и очень гордятся ее талантом!
Да что и говорить, куклы даже чем-то на нее похожи.
Наверное, такие же изящные и обаятельные и в то же время
каждая из них - до кончиков своих лакированных кукольных
ногтей индивидуальна и неповторима. Каждая воплощение
женственности и ума и, как мне кажется, частички души своей
талантливой хозяйки. Ну а сама Ирина Соловарова любит
говорить так: «Куклы не просто мое хобби, это мой отдых и
мой труд, это моя жизнь и самое главное - это моя болезнь,
но болезнь очень приятная! И я надеюсь, что это обострение
никогда не прекратится!».
Первомай. Из истории
праздника.
Международная
история праздника насчитывает более 100 лет. Эта «красная
дата» связана с событиями, которые произошли в Чикаго в 1886
году. Тогда рабочие объявили забастовку и потребовали
перехода с 15-ти часового рабочего дня на 8-ми часовой.
Мало кто знает, что этот праздник имеет и древние языческие
корни. Жители Древней Италии поклонялись богине Майе,
покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний
весенний месяц был назван маем, а в первый день этого месяца
устраивались торжества.
Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой
классовой борьбы. В наши дни этот праздник отмечается в 142
странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник
мая.
В некоторых странах День труда отмечается в иное время - к
ним относятся, например, США, Япония, Австралия и Новая
Зеландия. Более чем в 80 государствах (включая Индию) День
труда не отмечается.
Языческий праздник Первый день мая праздновался в Западной
Европе и на Британских островах в языческие времена как день
начала весеннего сева. Праздник начинался с закатом солнца в
ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь). По мере
христианизации Европы церковь все активнее боролась с этой
языческой традицией, которая практически полностью оказалась
ликвидирована к концу XVIII века.
В Российской империи Первомай как день международной
солидарности впервые отметили в 1890 году в Варшаве
проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали
носить политический характер и сопровождались массовыми
демонстрациями. На первомайские стачки и демонстрации
1912-1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих.
В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые
отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с
лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть
Советам», «Долой империалистическую войну!».
После Октябрьской революции праздник стал официальным: в
этот день проводились демонстрации трудящихся и военные
парады (первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году
на Ходынском поле). На второй день праздника, как правило,
во всей стране проходили «маёвки» массовые празднования на
природе.
В эпоху "развитого социализма" в СССР первомайские
демонстрации превратились в формальное и обязательное
мероприятие.
Организованные колонны трудящихся шествовали по центральным
улицам городов и поселков под бравурную музыку, из
громкоговорителей звучали приветствия дикторов и
политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле
главных административных зданий, демонстрантов
приветствовали руководители КПСС, представители власти,
передовики производства, ветераны, почетные граждане. Велась
трансляция по местным теле- и радиоканалам.
Главная демонстрация страны проходила на Красной площади
Москвы и транслировалась центральными телеканалами. Как
правило, участие в первомайских демонстрациях для трудящихся
было обязательным и контролировалось руководством
предприятий.
1 мая 1990 года руководство СССР и КПСС поднялось на
трибуну, чтобы в последний раз принять участие в официальной
первомайской демонстрации.
С 1992 года всенародно любимый праздник переименован в
Праздник весны и труда. Этот день, отмечаемый частью
мирового сообщества как день солидарности трудящихся, в
России используется для проведения политических акций
профсоюзами, партиями и движениями различной направленности
- при этом все они выступают под своими лозунгами.
За окном Первомай, природа пробудилась от зимнего сна. С
каждым днём всё вокруг зеленеет, свежеет, распускается,
оживает… Да и как по-другому, ведь весна на дворе?
Теперь 1 мая мы отмечаем другой праздник и радуемся
законному выходному, но и он связан с миром, отдыхом, весной
и непременно, жизнью… А какой праздник без гуляний и
веселья? Самое время, друзья, строить планы на майские
праздники! Хорошего Вам настроения, интересных событий и
ярких воспоминаний!
Закамский дежурный
Нет зрелища печальнее на свете…
Нет печальнее зрелища, чем разрушенная, разгромленная и
оскверненная детская игровая площадка. Хотя, конечно, в
последнее время местные власти вроде бы стараются возводить
местами новые. Только в прошлом году «осчастливленными»
оказались несколько закамских двориков. А значит и немало
детворы. Площадки оборудовали традиционными детскими
аттракционами, сделали их яркими и радующими глаз.
Но вот незадача: местным вандалам такая красота, видимо, не
дает спать спокойно. Руки, как говорят в народе, «чешутся».
В результате вместо детских площадок нередко приходится
лицезреть настоящие руины. Мне даже за примером далеко
ходить не надо. Ближайшая такая площадка (а точнее, то, что
от нее осталось) находится в соседнем от меня дворе. В
памяти всплывают воспоминания детства: вот мы с подружкой на
качели, вот мальчишки раскручивают нас на круговой карусели,
а рядом ребята постарше играют в пинг-понг на специально
оборудованном столе(!)… Все это, к сожалению, в прошлом.
Теперь же взору предстает совершенно иная картина. Вместо
качелей и турников торчащие и вывернутые в разные стороны
трубы. Такое ощущение, что здесь как минимум пронесся смерч.
А может, произошло землетрясение? Глядя на все это, думаешь:
это ж какой нечеловеческой силой надо обладать, чтобы такое
сотворить!
Хотелось бы, конечно, выразить пожелание, чтобы как можно
больше закамских дворов были оборудованы полноценными
детскими площадками. Но, знаете, еще больше хотелось бы,
чтобы они все-таки оставались нетронутыми и радовали
детвору.
Экология. Образование.
Просвещение.
Под таким названием 24 апреля в районной библиотеке № 7 им.
А.П. Чехова состоялся межведомственный круглый стол,
адресованный педагогам-биологам, заведующим школьными,
муниципальными библиотеками и другим специалистам,
заинтересованным в повышении экологической культуры и
сохранении здоровья учащихся. Активную дискуссию участников
вызвала информация о работе городского управления по
экологии и природопользованию. Выступали также педагоги
районных гимназий, заведующие библиотек, директор центра
детского творчества «Детство», рассказавшие о приоритетах в
экологическом образовании школьников: созидательном и
культурном отношении к экологии города, которое начинается,
к примеру, с таких акций, как «Чистый берег». Открытием для
участников круглого стола стал опыт издания газеты «Эковичок»
в детском саду № 97.
Участие в круглом столе помогло получить информацию о
работе, найти творческих и деловых партнеров с тем, чтобы
развивать сотрудничество в экологическом просвещении
молодежи.