Однажды, стоя на автобусной
остановке, я была случайной свидетельницей диалога двух мальчишек.
- Сегодня чем занимаешься? -
спросил веснушчатый мальчишка другого, что стоял рядом, застегивая ранец.
- Рисовать иду, - ответил тот и
просунул руки в лямки ранца.
- Девчонка что ли - рисовать?!
- усмехнулся веснушчатый и пренебрежительно сдвинул шапку собеседника
набекрень.
- Сам дурак, - обиделся
владелец ранца и поправил шапку, - не понимаешь ничего. У нас такой учитель!
- глаза мальчишки блеснули ярким светом, - мой сосед когда пацаном был, тоже
к нему в кружок ходил. Сейчас крутой дизайнер, в академии учился.
- А что, этот твой учитель тоже
крутой? - уже с интересом спросил веснушчатый.
- Геннадий Александрович... он,
знаешь... он... самый лучший, - и мальчишка горделиво улыбнулся.
Так впервые, заочно я
познакомилась с Соловаровым Геннадием Александровичем, педагогом с более чем
тридцатилетним стажем. Потом мы встретились на весенней выставке детского
художественного творчества ЦДХТ "Детство" Кировского района.
Передо мной сидит мужчина
зрелого возраста с молодым, спокойным лицом и внимательным, чуть
взволнованным взглядом из-под стекол очков. Одет просто, но удобно.
Уверенностью и достоинством веет от всего его облика.
- Геннадий Александрович, кем
вы себя больше считаете, художником или педагогом?
- Сколько себя помню, всегда
рисовал. С семи лет посещал изостудию при доме культуры Кирова. Там встретил
замечательного человека, что, наверное, и определило всю мою судьбу -
педагога Серова Евгения Николаевича. В 1965 году я поступил в Свердловское
живописно-педагогическое училище. После окончания в 1971 по распределению
попал в 121 школу. Стал преподавать изобразительное искусство и черчение. И
уже в том же году работы моих учеников были замечены. Мы стали первыми в
городском конкурсе. Успехи ребят меня всегда радовали. Помню, как я
огорчился, когда в районном конкурсе нам дали второе место, объяснив это
тем, что, мол, у меня, молодого, все впереди. Глупость, какая! Разве мою
работу надо оценивать - моих учеников! А учеников у меня более чем за
тридцать лет были сотни, и мальчишки, и девчонки. Некоторые потом поступили
в художественные училища, закончили академии: Миша Хозов, Алик Хатыхов,
Соснин Вова... Лена Князева после Московского полиграфического института
стала очень хорошим графиком. Тепло становится на сердце, когда открываешь
книгу и видишь иллюстрации, выполненные моей Леной. В конце семидесятых ко
мне в изокружок ходил Витя Злобин, известный наш Пермский художник, недавно
трагически погибший. Зайцев Володя сейчас в Питере, часто работает по
контрактам в Европе. Володю одна мать растила. И у него, и у Виктора были
очень сложные характеры. Хорошо, что они себя нашли в творчестве... Да, я по
праву считаю себя хорошим педагогом. Но я, конечно, прежде всего - художник,
не созидать, не творить просто не могу. Люблю мир в его богатом великолепии
и хочу передать средствами искусства свое восхищение перед мудростью
природы.
- Вы всех детей берете в кружок
или только тех, кто обладает особыми способностями?
- У всех детей изначально есть
способности, только у каждого свои. Сейчас на ставку педагога положено иметь
по списку шестьдесят детей, а у меня только по сертификатам более сотни.
Когда работал в клубе "Гайдаровец" в Н.Крыму - ко мне ходили много мальчишек
и девчонок. Знаете, какой сложный это микрорайон?.. Клуб уже готовили к
закрытию, только мой кружок остался, поэтому в пустые комнаты поставил
теннисные столы - пусть ребята играют. Не секрет, что уже и школьники
наркотики пробуют. А ко мне приходят, видят, что не пью, не курю, делом
занимаюсь - и у кого-то ориентир в жизни появляется. Ведь творчество, умение
делать своими руками увлекает так, что ни о каком дурмане не хочется думать.
Жаль, что администрацию ЦДХТ и тех, кто якобы борется с наркоманией, это
нимало не волнует. Детский клуб "Гайдаровец" в Н.Крыму закрыли. а если еще и
"Парус" на Б.Хмельницкого закроют... Я работу всегда найду, да вот за детей
обидно... Не скрываю - я хороший воспитатель, сами ребята говорят. Бывает,
уйдут в другой кружок, что поближе к дому, а потом опять ко мне
возвращаются. Говорят, у меня им лучше, роднее...
- Значит, и Вас проблемы не
обходят стороной?
- Проблем, конечно, хватает.
Сами знаете, как сложно с детьми работать. Тем более, многие ребята, что ко
мне приходят, воспитываются одними матерями. Я им вроде как за отца...
поэтому, ой как не хочется отвлекаться. Ведь как я понимаю, для чего нужен
чиновничий аппарат? Чтобы нам, практическим педагогам помогать. А на деле
как получается? На одного педагога - с десяток проверяющих, а помощи с
гулькин нос. Вот сейчас веду кружок, где должен учить работать ребят с
деревом. А станка-то у меня нет! Поэтому заготовки делаю дома на своем
станке и опять же из своего материала. Ребята вынуждены заниматься только
росписью по дереву. Если б судьбы детей были для чиновников важны, если б
они, действительно, были заинтересованы в том, чтобы подростки обучались
мастерству - не закрыли б клуб в таком социально сложном микрорайоне, как
Н.Крым, не регламентировали бы число занятий до двух раз в неделю, и,
конечно, заботились о материальной базе для обучения.
- И все же... Вы считаете себя
счастливым человеком?
- Конечно. Я счастлив, что
живу, что мне от роду дано множество талантов. Я счастлив успехами моих
учеников. Сын тоже пошел по моим стопам, закончил Свердловскую
художественную академию, занимается дизайном. Он, как и я, человек
неравнодушный, любит природу, окружающий мир. Я еще молод, много чего в
жизни достиг, но есть еще не реализованные планы. Так что, по большому
счету, я оптимист. Может, именно поэтому дети ко мне и тянутся. А что?
Поделюсь, чем владею, научу, что умею, покажу, что вижу сам.
И.Кошкина