Мой город Новости города
v-zakamsk.narod.ru
 архив/апрель
  Распространяется бесплатно     
О газете
Свежий номер
Архив
Спортивный бридж
Контакты




Разговор с оптимистом


Однажды, стоя на автобусной остановке, я была случайной свидетельницей диалога двух мальчишек.
- Сегодня чем занимаешься? - спросил веснушчатый мальчишка другого, что стоял рядом, застегивая ранец.
- Рисовать иду, - ответил тот и просунул руки в лямки ранца.
- Девчонка что ли - рисовать?! - усмехнулся веснушчатый и пренебрежительно сдвинул шапку собеседника набекрень.
- Сам дурак, - обиделся владелец ранца и поправил шапку, - не понимаешь ничего. У нас такой учитель! - глаза мальчишки блеснули ярким светом, - мой сосед когда пацаном был, тоже к нему в кружок ходил. Сейчас крутой дизайнер, в академии учился.
- А что, этот твой учитель тоже крутой? - уже с интересом спросил веснушчатый.
- Геннадий Александрович... он, знаешь... он... самый лучший, - и мальчишка горделиво улыбнулся.
Так впервые, заочно я познакомилась с Соловаровым Геннадием Александровичем, педагогом с более чем тридцатилетним стажем. Потом мы встретились на весенней выставке детского художественного творчества ЦДХТ "Детство" Кировского района.
Передо мной сидит мужчина зрелого возраста с молодым, спокойным лицом и внимательным, чуть взволнованным взглядом из-под стекол очков. Одет просто, но удобно. Уверенностью и достоинством веет от всего его облика.
- Геннадий Александрович, кем вы себя больше считаете, художником или педагогом?
- Сколько себя помню, всегда рисовал. С семи лет посещал изостудию при доме культуры Кирова. Там встретил замечательного человека, что, наверное, и определило всю мою судьбу - педагога Серова Евгения Николаевича. В 1965 году я поступил в Свердловское живописно-педагогическое училище. После окончания в 1971 по распределению попал в 121 школу. Стал преподавать изобразительное искусство и черчение. И уже в том же году работы моих учеников были замечены. Мы стали первыми в городском конкурсе. Успехи ребят меня всегда радовали. Помню, как я огорчился, когда в районном конкурсе нам дали второе место, объяснив это тем, что, мол, у меня, молодого, все впереди. Глупость, какая! Разве мою работу надо оценивать - моих учеников! А учеников у меня более чем за тридцать лет были сотни, и мальчишки, и девчонки. Некоторые потом поступили в художественные училища, закончили академии: Миша Хозов, Алик Хатыхов, Соснин Вова... Лена Князева после Московского полиграфического института стала очень хорошим графиком. Тепло становится на сердце, когда открываешь книгу и видишь иллюстрации, выполненные моей Леной. В конце семидесятых ко мне в изокружок ходил Витя Злобин, известный наш Пермский художник, недавно трагически погибший. Зайцев Володя сейчас в Питере, часто работает по контрактам в Европе. Володю одна мать растила. И у него, и у Виктора были очень сложные характеры. Хорошо, что они себя нашли в творчестве... Да, я по праву считаю себя хорошим педагогом. Но я, конечно, прежде всего - художник, не созидать, не творить просто не могу. Люблю мир в его богатом великолепии и хочу передать средствами искусства свое восхищение перед мудростью природы.
- Вы всех детей берете в кружок или только тех, кто обладает особыми способностями?
- У всех детей изначально есть способности, только у каждого свои. Сейчас на ставку педагога положено иметь по списку шестьдесят детей, а у меня только по сертификатам более сотни. Когда работал в клубе "Гайдаровец" в Н.Крыму - ко мне ходили много мальчишек и девчонок. Знаете, какой сложный это микрорайон?.. Клуб уже готовили к закрытию, только мой кружок остался, поэтому в пустые комнаты поставил теннисные столы - пусть ребята играют. Не секрет, что уже и школьники наркотики пробуют. А ко мне приходят, видят, что не пью, не курю, делом занимаюсь - и у кого-то ориентир в жизни появляется. Ведь творчество, умение делать своими руками увлекает так, что ни о каком дурмане не хочется думать. Жаль, что администрацию ЦДХТ и тех, кто якобы борется с наркоманией, это нимало не волнует. Детский клуб "Гайдаровец" в Н.Крыму закрыли. а если еще и "Парус" на Б.Хмельницкого закроют... Я работу всегда найду, да вот за детей обидно... Не скрываю - я хороший воспитатель, сами ребята говорят. Бывает, уйдут в другой кружок, что поближе к дому, а потом опять ко мне возвращаются. Говорят, у меня им лучше, роднее...
- Значит, и Вас проблемы не обходят стороной?
- Проблем, конечно, хватает. Сами знаете, как сложно с детьми работать. Тем более, многие ребята, что ко мне приходят, воспитываются одними матерями. Я им вроде как за отца... поэтому, ой как не хочется отвлекаться. Ведь как я понимаю, для чего нужен чиновничий аппарат? Чтобы нам, практическим педагогам помогать. А на деле как получается? На одного педагога - с десяток проверяющих, а помощи с гулькин нос. Вот сейчас веду кружок, где должен учить работать ребят с деревом. А станка-то у меня нет! Поэтому заготовки делаю дома на своем станке и опять же из своего материала. Ребята вынуждены заниматься только росписью по дереву.  Если б судьбы детей были для чиновников важны, если б они, действительно, были заинтересованы в том, чтобы подростки обучались мастерству - не закрыли б клуб в таком социально сложном микрорайоне, как Н.Крым, не регламентировали бы число занятий до двух раз в неделю, и, конечно, заботились о материальной базе для обучения.
- И все же... Вы считаете себя счастливым человеком?
- Конечно. Я счастлив, что живу, что мне от роду дано множество талантов. Я счастлив успехами моих учеников. Сын тоже пошел по моим стопам, закончил Свердловскую художественную академию, занимается дизайном. Он, как и я, человек неравнодушный, любит природу, окружающий мир. Я еще молод, много чего в жизни достиг, но есть еще не реализованные планы. Так что, по большому счету, я оптимист. Может, именно поэтому дети ко мне и тянутся. А что? Поделюсь, чем владею, научу, что умею, покажу, что вижу сам.
И.Кошкина
  • Написать отзыв


  • Пермь, Оборонщиков, 4
    Телефон: (3422) 50-68-48
    Hosted by uCoz